42. 1505-1533 Василий III Иоаннович, род Рюриковичей


Василий Иоаннович был сыном Иоанна Васильевича и Софьи Палеолог. С 15 лет отец привлекал его к государственным делам. Но так как наследником Василия никто не объявлял, он решил выехать за рубеж, ограбив при этом великокняжескую казну. Его отец, Иоанн Васильевич, узнав об этом, приказал посадить Василия в темницу, и наследником был объявлен Дмитрий Внук, сын князя Иоанна Иоанновича (сына царя Иоанна III от первого брака). В результате заговора, составленного Софьей Палеолог, Василий был освобожден и провозглашен наследником, а Дмитрий Внук был посажен под арест.

После смерти отца Василий Иоаннович наследовал великокняжеский престол.

Не желая иметь соперника, он оставил племянника своего, Дмитрия Иоанновича, в тюрьме, где тот и умер в1509 году.

Василий Иоаннович продолжал политику отца и деда по созданию единого централизованного государства. В 1510 году была ликвидирована самостоятельность Пскова, в 1522 году – Рязанское и Новгород-Северское княжества были присоединены к Великому княжеству. В ходе русско-литовской войны (1512-1522 годы) был взят Смоленск (1514 год), более 110 лет находившийся под властью Литвы. В память о возвращении Смоленска в 1524 году в Москве был основан Новодевичий монастырь.

В годы правления Василия начались набеги крымских татар на Русское государство. В 1521 году объединенные силы крымских и казанских татар совершили поход на Москву. Не встретив достойного отпора, татары разорили Подмосковье и получили дань.

Василий Иоаннович активно поддерживал Иосифа Волоцкого, обосновавшего "божественное происхождение великокняжеской власти".

Неудачной была личная жизнь Василия Иоанновича. В 1505 году он женился на дочери боярина Сабурова Соломонии. Они прожили более 20 лет, но детей у них не было. В ноябре 1525 года, по приказу Василия Иоанновича, Соломония Сабурова была насильно пострижена в монахини. Великий князь женился на княжне Елене, дочери Василия Львовича Глинского. Только спустя четыре года Елена Глинская родила сына, а в 1532 году – второго.

Василий Иоаннович умер в ночь с 3 на 4 декабря 1533 года. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.



О датировке некоторых типов псковских денег Василия III.

B легендах оборотных сторон псковских денег независимо от изменений типа их лицевой стороны вплоть до денежной реформы Елены Глинской (1535—1538 гг.), неизменно помещалось название города. Благодаря этому обстоятельству монеты Пскова, чеканенные в период правления Василия III (1505—1533 гг.), легко выделяются из общей массы русских средневековых монет. В отличие от «Новгородок» Ивана III и Василия III, вопрос о месте чеканки которых до недавнего времени оставался спорным, практически все типы псковских денег первой трети XVI в. были хорошо известны нумизматам уже в XIX в.

В монографии И.И.Толстого, посвященной монетам Пскова (1886 г.), дается описание всех известных типов псковских денег Василия III, и большинства их разновидностей. При этом исследователь целенаправленно отмечал наличие у монет различных типов общих штемпелей оборотных сторон. В то же время, наметившиеся «поштемпельные связи» никак не были использованы им для выявления хронологической последовательности чеканки монет различных типов. При попытке выделить денги, чеканенные во Пскове вскоре после утраты городом независимости, И.И.Толстой опирался лишь на типологию монет. По этой причине, в качестве наиболее ранних псковских монет Василия III им была описана фальшивая денга конца XV - первой трети XVI в., лицевая сторона которой чеканена штемпелем, подражающим монетам независимого Пскова, а оборотная «новгородкам» Ивана III — Василия III (Т. № 599), а также три разновидности псковских денег со строчными надписями на обеих сторонах (Т. № 600-602). Другие монеты, типологически достаточно однообразные были описаны автором «в алфавитном порядке букв, находящихся под конем» (Т. № 603—627). Впоследствии этот «упрощенный» принцип «классификации» псковских денег Василия III, был принят А.В. Орешниковым (1896, С.17-20), С.И.Чижовым (1911, С.69-76) и другими исследователями.

Между тем, имеющихся данных вполне достаточно для установления времени и последовательности чеканки различных типов псковских денег Василия III. Отправной точкой для построения подобного рода «хронологической шкалы» может стать сопоставление состава разновременных кладов. Одним из наиболее ранних кладов, содержавших псковские денги Василия III, является клад, найденный в 1938 г. у г. Остров Псковской области. Этот клад, сокрытый, судя по имевшимся в его составе новгородским монетам, не позднее 1520 г. позволяет выделить типы псковских монет, чеканка которых, соответственно, осуществлялась в период с 1510 по 1520 гг. Это денги с буквами «ICA», «М» и «IB» под ногами коня на лицевой стороне. Относительную хронологию для этой группы типов позволяет выявить «цепочка штемпельных связей», представленная на рис.
которая включает в себя не только варианты сочетания штемпелей, описанные И.И.Толстым, но и ставшие известными в недавнем прошлом. В этот же временной отрезок, очевидно, около 1515 г. начинает чеканиться денга «Заманина» с буквой «Ж» под конем на л.с., не имеющая штемпельных связей с монетами других типов. 17 таких монет также присутствуют в кладе из Острова

В период с 1520 по 1525 г. в обращении появляются денги с буквой «Т» (Солянский клад), а затем с буквами «IЛВ» и «F», что фиксируется Басихинским кладом, сокрытым около 1525/ 26 гг. (Толстой И.И., 1888), а также «денга Заманина» с многострочной легендой на лицевой стороне.

Последующие выпуски псковских монет помогает выявить Азбабский клад, сформировавшийся, очевидно, около 1533 г. Во второй половине 20-х гг. XVI в. во Пскове, по всей видимости, чеканятся только денги с буквами «F» и «FE» под ногами коня, а в начале этого временного отрезка, возможно «IЛB». При этом, нельзя не отметить, что объем монетной чеканки в городе по сравнению с предшествующими периодами заметно сокращается.

Финальными типами псковской чеканки Василия III, очевидно, следует считать денги с буквами «ПЕТ» и «Ж» с оригинальной, не использовавшейся ранее круговой легендой лицевой стороны, не содержащей имени князя
Надписи на этих монетах заметно близки легенде безымянных копеек, чеканка которых была начата во Пскове в период проведения реформы Елены Глинской.



Перепечатка материалов только со ссылкой на сайт http://www.coinrus.ru/

Поделись с друзьями

Пока еще нет комментариев, Вы можете быть первым.

Добавить комментарий