А. Горелов
Если смотреть на любую проблему философски, то мы увидим, что в природе не бывает однозначно негативных явлений. В каждом негативном процессе есть что-то и положительное. Особенно, если эти процессы происходят в социальной сфере. Нет худа без добра, как говорится.
Попробуем найти, что же хорошего принесёт финансовый кризис нумизматическому рынку и его участникам.
Понижение цен
Это должно больше радовать коллекционеров, особенно начинающих. Период финансовых потрясений — удачное время для пополнения своих собраний и покупки целых коллекций. Если, конечно, есть, на что покупать.
До недавнего времени коллекционеры жаловались, что цены на монеты слишком высоки, и не успевали за их ростом. Теперь же у них есть возможность купить монеты с хорошим дисконтом от пиковых цен. Разумеется, стоимость уже собранного уменьшится, что не очень приятно осознавать, но тем и отличается коллекционер от инвестора, что у него цель не заработать, а собрать коллекцию.
А те, кто только собирается инвестировать в монеты, также смогут воспользоваться моментом.
Ценообрааование на монеты пойдёт более естественным путём, рынок станет прозрачней
Последние годы ценообразованию нумизматического рынка «помогали» дилеры, группы дилеров и инвесторов, которые скупали определённые категории монет (например, некоторое золото XVIII в). А после, «разгоняя» свои же лоты на аукционах, ставили себе целью, прежде всего, не продать монеты, а поднять рынок.
Так немыслимые рекордные проходы некоторых монет на российских и западных аукционах зачастую оказывались фикцией.
Нередко складывалась ситуация, когда коллекционер приезжая на аукцион с желанием и возможностью приобрести нужные монеты, заплатив даже очень высокую цену, но становясь поневоле участником аукционных «спектаклей», ничего толкового купить не мог, оказывался не в силах бороться с группировками, «разгоняющими» лоты и тем самым поднимающими на новую ценовую планку ту или иную категорию монет.
Разумеется, поддерживать таким способом рынок в сложившихся условиях при отсутствии реальных покупателей слишком продолжительно невозможно, и некоторые дилеры и инвесторы захотят выйти из игры или же сыграть на понижение.
Появление новых предметов
Первое время владельцы редкостей и исключительных по качеству предметов, конечно, пытаются их придержать и продать что-нибудь из среднего материала. По этой причине на сегодняшний день рынок перенасыщен предложениями монет среднего уровня. От этого может сложиться ложное впечатление, что дорогих и редких предметов кризис не коснулся, так как их по-прежнему на рынке мало, а отдавать дёшево их не хотят.
Тем не менее и редкие монеты, и монеты в исключительной сохранности к продаже предлагаются. И, замечу, с неплохим дисконтом от пиковых цен. Но чаще это делается негласно. А по мере нарастания кризиса таких предложений будет всё больше. На рынке могут всплыть предметы, которые десятилетиями не появлялись в продаже, и которые большинство видело лишь на картинках. Это, опять же, поднимет интерес к рынку со стороны всех его участников.
С рынка уйдут некоторые дилеры
Последние годы резко возросло число дилеров. Продавать монеты на растущем рынке было несложно. Задача дилера, прежде всего, заключалась в том, чтобы показать клиенту необходимую монету и последний аукционник с высоким проходом аналогичной монеты. Если клиент от покупки всё же отказывался, то монета в любом случае довольно быстро дорожала, и дилер успешно её реализовывал. И как бы дорого последний не платил за монету, он всё равно мог быть уверен, что через какое-то время на неё найдется покупатель.
Знания о редкости и ценах черпались не из практики и литературы, а из сопоставления проходов последних аукционов. Знания о подлинности компенсировались авторитетом более опытных коллег и аукционов на которых монета была куплена.
Так средняя наценка московского дилера на монету при её быстрой перепродаже составляла 20-30% от уплаченной цены. И очень редкий дилер работал за менее чем за 10%. Крупных и опытных торговцев не удовлетворяли и эти заработки. Они, как правило, покупали монеты на одном из аукционов, после откладывали на срок примерно в полгода (в течение которого последние не переставали дорожать), а после продавали эти монеты с другого аукциона, как правило, иностранного.
В условиях кризиса ситуация резко изменилась. Прежних заработков уже нет, а откладывать монеты «на подорожание» потеряло смыл. Конкуренция стала сильнее, а покупателей — меньше. Некоторые дилеры стали уходить с рынка, понижать уровень или же менять тематику.
С другой стороны, более профессиональные дилеры: у которых есть многолетний опыт, хорошая репутация, отличные навыки по определению подлинности монет и обширные связи с коллекционерами, дилерами, аукционами, смогут не только удержаться на плаву и повысить свой уровень, а также ещё и заработать на кризисе. А уход с рынка случайных и неопытных коллег лишь облегчит работу, уменьшив число конкурентов.
Приостановится рост числа торговых площадок
ЧИСЛО аукционных домов, проводящие очные торги, за последние два года возросло в несколько раз. Дилеры поняли, что на аукционах монеты уходят дороже, стали объединяться и организовывать свои. В итоге аукционы стали проводиться в Москве практически через каждую субботу, что стало уже превращаться в «будничную работу» для всех участников рынка. Квалификация экспертов и описание лотов в некоторых случаях оставляет желать лучшего. А атмосфера торжественности и состязательности сходит на нет. Кроме того, есть основанная полагать, что целью некоторых новых аукционных домов является не только продажа, но и «легитимация» коллекций и «разгон» лотов.
Интернет-аукционов и Интернет-магазинов за последний год-два также стало слишком много. Одних только российских Интернет-аукционов, продающих монеты, действует на сегодняшний день более двух десятков. Большинство — без квалифицированных экспертов, качественных изображений лотов и должных гарантий подлинности. Они буквально засоряют Интернет предложениями монет низкого качества, из-за чего найти нужный предмет становится всё сложнее. Разумеется, что из вышеназванных участников рынка, останутся лишь самые крупные, опытные, профессиональные. А рост числа новых торговых площадок заметно уменьшится.
Инвесторы и коллекционеры станут опытней
Некоторые коллекционеры и инвесторы в период финансовых потрясений захотят что-то продать и узнают на себе, как это непросто порой сделать.
Заодно узнают и правду о тех монетах, что они покупали. Рынок быстро даст свою оценку предложенному материалу. И бывший покупатель (а теперь уже продавец) не без удивления узнает о том, что в его альбоме есть и подделки, и монеты с аккуратно заделанными отверстиями, подгравировками и прочими «реставрациями». Разочарование ждёт особенно тех, кто экономил на сохранности, покупая монеты затёртые, дырявые и с подвесок, стремясь закрыть пробел в своём собрании как можно скорей. Реализовать такие монеты, пусть даже и редкие, всегда было тяжело.
Также продавец узнает и о реальной редкости своих монет, а не той, что обозначена в каталогах, аукционниках или дилерами.
Наконец, поймёт, с какими дилерами и аукционами стоит иметь дело в будущем, а с кем следует распрощаться. Что, опять же, является плюсом для честных и профессиональных участников рынка.
А кто-то захочет продать монеты и через аукционы. Ведь на аукционах монеты всегда уходят с завидной дороговизной. И обратившийся к аукционному дому его бывший клиент узнает для себя много чего нового: что на ближайший аукцион подборка, скорее всего, уже закончена, и придётся подождать до следующего, и что из предложенного на аукцион у него могут взять в лучшем случае половину, и что заявленные хозяином цены надо бы снизить...
И в будущем покупатель, ставая очередной ценовой рекорд на модном аукционе и удивляя тем самым зал, быть может, задумается о том, легко ли будет эту монету за те же деньги продать.
Инвесторы, увидев насколько просели те или иные категории монет, смогут в будущем более профессионально подбирать предметы инвестиций.
Разумеется, монеты, которых всегда было много, и которые взлетели в цене неоправданно быстро — также быстро могут и подешеветь. С другой стороны, действительно редкие и сравнительно недооцененные вещи могут подвергнуться коррекции в меньшей степени и сохранить свою ликвидность. А чтобы понять это, нужны знания и опыт, как в области экономики, так и нумизматики. Причём основанный на практике, а не только на каталогах и консультациях владельцев нумизматических фирм.
Уметь продать на пике и сыграть на понижение — также превосходная возможность для инвестора увеличить свой капитал.
Нельзя не отметить и то приятное обстоятельство, что на сегодняшний день монеты всё же сохраняют неплохую ликвидность. И в любом случае она выше, чем на прочий антиквариат. Как показывает практика, быстро продать монеты с дисконтом от пиковых цен не так уж сложно.
Появится больше времена для изучения и отдыха
Коллекционеры, дилеры, инвесторы смогут больше вниманию уделить тому, на что раньше не хватало времени: изучению нумизматической литературы, систематизации своих собраний, исследованию рынка, и благодаря этому, набираться опыта по определению подлинности монет. А, возможно, кто-то захочет уделить время и на благо нумизматической науки.
То, что дилер будет меньше встречаться с клиентами и пропустит некоторые аукционы, должно расцениваться как благо и удачная возможность для отдыха в кругу семьи. Ведь работать в ритме, который задали последние годы, тяжело. Пауза необходима в любом деле. Для того, чтобы со свежими силами достичь ещё больших успехов.
http://coinrus.ru/