НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ РЫНОК, АУКЦИОНЫ, КРИЗИС.

Хотя любовь к нумизматике пробудилась у нас недавно, но цены на монеты редкие уже неимоверно высоки в сравнении с ценами на подобные же монеты в иностранных землях[...], составление полного кабинета для частного человека весьма затруднительно....
С-Петербургские ведомости, 1835 г.

НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ РЫНОК, АУКЦИОНЫ, КРИЗИС.

Размышления дилетанта
А.Б. Соболев

Нельзя не заметить, что в течение последних месяцев на нумизматическом рынке сложилась и развивается, на первый взгляд, парадоксальная ситуация, напрямую связываемая многими участниками рынка с воздействием мирового финансового кризиса. Парадоксальность ее в том, что при почти полном отсутствии реальных покупателей в нижнем секторе рынка в верхнем секторе происходит видимый рост числа продаж. Такая, далеко не всем понятная ситуация, требует дополнительного изучения и анализа, который, в свою очередь, невозможен без знания устройства современного нумизматического рынка и понимания действия системы, в нем созданной.

Устройство нумизматического рынка в России

Весь современный нумизматический рынок в стране можно условно разделить на две составляющие: нижний и верхний сектора. В нижнем находятся различные клубы, толкучки, магазины, Интернет. В верхнем — аукционы и большие деньги. Рассмотрим устройство рынка снизу вверх.

Нижний сектор широк, многолюден и демократичен, служит местом нахождения материала и его первичной обработки. Здесь наблюдается значительное предложение и довольно живой интерес не только к традиционной теме — русских и советских монет, но и к другим многочисленным направлениям мировой нумизматики. В нем проводятся работы по расчистке и реставрации, происходит изучение и определение предметов. Нижний сектор служит поставщиком материала для верхнего. В связи с постоянной утечкой достойного материала эта роль со временем постепенно снижается. В связи с относительно малой прибылью на единицу товара в нижнем секторе всегда наблюдалась повышенная посредническая активность.

Верхний сектор довольно узок, богат и амбициозен. Он до сегодняшнего дня являлся законодателем всех основных параметров отечественного нумизматического рынка. Время начала реального формирования верхнего сектора можно отнести к началу века: именно тогда отток высококачественного материала с нижнего рынка приобрел планомерный характер; тогда же часть наиболее расторопных посредников переориентировалась на обслуживание запросов новых более состоятельных и щедрых клиентов, активно муссируя тезис о «недооценке русских монет». С самого начала верхний сектор приобрел ярко выраженный монокультурный характер: максимальный интерес проявлялся только к предметам, относящимся к России. Сектор ориентирован на редкость и высокую степень сохранности. Он высоко ценит экспертные заключения и историю. В 2004 г. заметно увеличился ежегодный прирост цен на редкий и эксклюзивный материал, быстро перевалив за 30% годовых (пороговая цифра для вкладчика). В 2005 г. начинается расширение верхнего сектора рынка за счет появления новых аукционных фирм. К 2008 г. количество таких суперпосредников доходит до десяти.

Персонажи нумизматического рынка

Копатели — люди, которые рискуя своим здоровьем, а иногда и жизнью, вооруженные металлоискателями и лопатами, вскапывающие просторы страны в поисках кладов, как правило, находящие великое множество гнилушек (в обиходе — копанина), — на сегодняшний день составляют довольно заметную по численности группу и являются заметными поставщиками материала.

Коллекционеры-любители — очень маленькая группа «странных» людей. Странность для нормальных окружающих заключается в том, что сами они не могут толком объяснить, почему тратят немалые для себя деньги и время для создания личной коллекции на протяжении десятков лет жизни. Коллекционеры любят, независимо от внешних условий, сам процесс поиска и подбора коллекции и стараются постоянно, по возможности глубже, понять тему своей страсти. Высшей стадией в развитии коллекционера-любителя является основанная на обширных глубоких знаниях стадия внутреннего понимания и оценки предметов. Когда-то давно коллекционеры являлись основными действующими лицами нумизматического рынка, совмещавшими в себе функции, как покупателя, так и посредника. Сегодня, ввиду отсутствия стороннего доходного дела и достаточных для коллекционирования средств, они либо уже продали, либо заморозили свои коллекции. Не выдерживая агрессивной ценовой конкуренции последних лет и не имея желания уйти с рынка, коллекционеры-любители стали видоизменяться, переходя в другие, более доступные темы, деградировали до уровня копани-ны или стали чистыми посредниками. В последние годы, несмотря на то, что среди состоятельных покупателей изредка появляются настоящие коллекционеры-любители, эта категория «странных» людей постепенно вымирает.

Посредники-переносчики — самая обширная и заметная категория, занимающая на современном рынке основное положение: если вы окажетесь на любой точке рынка, то первый, кого вы встретите, будет посредник. Для них характерна гиперактивность, профессиональный цинизм и яркая однобокость знаний, где широта знаний каталогов соседствует с почти полным отсутствием глубоких познаний в нумизматике. Отрывочность специфических знаний, как правило компенсируется высокой степенью уверенности в себе и различными экспертными заключениями. Однобокость и фрагментарность знаний предмета позволяет посредникам для достижения своих целей легко создавать как различные легенды и мифы, так и новые цены. Постоянный активный поиск новых богатых покупателей и создание новых, все более высоких цен — главная задача посредника. На падающем рынке у посредника велика вероятность развития паники. Как правило, посредник сам никогда ничего не коллекционировал. То, что он может выдавать за коллекцию, на самом деле является неким произвольным набором материала, который посредник, опрометчиво купив, не смог дорого продать (т.н. дилерская коллекция). Для типичного посредника совершенно не важно, какой темой заниматься, лишь бы она приносила без особого старания максимальный доход. Так как в последние годы максимальную прибыль приносит исключительно отечественная тематика, то и рынок, в особенности его верхний сектор, стал почти монорынком. Воспринимая окружающих посредников как конкурентов в борьбе за клиента и свой доход, о выборе средств и методов они особо не задумываются. Часто пытается навязать свое личное восприятие действительности как единственно верное, устанавливать для окружающих удобные себе и не всегда корректные для окружающих правила. К профессиональной деятельности относятся как к игре, активно придумывая и используя различные рекламные трюки. Аргументация и суждения многих современных посредников-переносчиков часто не выдерживает критики и вызывает недоумение у знатоков. Большинство посредников какому-либо обучению сверх необходимого им не поддаются. Всю массу посредников-переносчиков можно разделить по норме их прибыли с единицы товара на три категории: низовые, суперпосредники и блуждающие.

Низовые посредники действуют сугубо в нижнем секторе рынка, стараются работать с разнообразным материалом, имея небольшую прибыль, компенсируют это обстоятельство увеличением количества сделок и быстротой их проведения. При случае активно сотрудничают с другими группами посредников.

Суперпосредники — аукционы. Учитывая различные накладные и представительские расходы, они имеют в итоге среднюю прибыль, иногда вынуждены для ее получения выдерживать материал довольно длительное время. Ориентированы исключительно на максимальные цены и наиболее состоятельных клиентов. Используя специфические приемы, практически формируют спрос в верхнем секторе рынка, устанавливают и отрабатывают новые цены, служащие ориентиром для всего рынка, стараются работать с довольно узкой группой наиболее востребованного материала. По духу и приемам работы суперпосредники очень близки к блуждающим посредникам, активно использующим возможности аукционов в своих интересах.

Блуждающие посредники занимают вершину рынка, стремятся ухватить выгоду на всем его пространстве, зачастую занимаясь не прибавлением, а умножением цены. Отсутствие специальных нумизматических знаний не только совершенно не мешает, но даже помогает в их основной деятельности по умножению цены. Наиболее продвинутые блуждающие посредники-переносчики в работе совсем не пользуются своими деньгами.

Вкладчики-собиратели — специфическая группа людей, как правило, имеющая свой бизнес, приносящий значительные свободные средства (последнее на нумизматику тратят только любители). Хорошо разбираются в финансах и построении различных схем, искренне верят в чудодейственные силы вкладываемых ими денег, легко оперируют суммами в сотни тысяч. Главная задача вкладчика заключается в получении максимальной прибыли (не менее 30% годовых) на вложенный капитал в течение небольшого промежутка времени (2-3 года). В связи с постоянной высокой занятостью возлагают надежды на глубокое знание посредника. Искренне считают себя нумизматами, но, абсолютно не имея опыта, легко попадают под влияние посредников-переносчиков, любят гарантии и сертификаты. При собирании материала отдают предпочтение наиболее популярной теме, более дорогим предметам, любят понятные большинству раритеты и различную эксклюзивность, часто приобретают по нескольку одинаковых экземпляров, мечтают приобрести большую коллекцию. Для фиксирования прибыли периодически устраивают ротацию, продавая, как правило, через аукцион или личного посредника часть материала. В ценообразовании вкладчики исходят не из логических соотношений рынка, а из личных субъективных представлений, приобретают материал только у блуждающих посредников с доставкой или на аукционах. Для привлечения вкладчиков-собирателей необходимо осуществление следующих условий: высокая стоимость предметов, высокий годовой прирост цены и уверенность в легкой ликвидности.

Соединение на нумизматическом рынке достаточного количество вкладчиков с достаточным количеством посредников создало условия для начала ценовой игры.

Игра в цены

Некоторое время назад на коллекционном нумизматическом рынке цена обычного предмета исходила от базовой цены аналогичных предметов. Цена редкого или эксклюзивного предмета рождалась в процессе проведения сделки и умирала сразу по ее заключении. Следующая цена того же предмета могла быть как выше, так и ниже предыдущей. Такой сложный вариант ценообразования, основанный на специальных знаниях, совершенно не устраивал блуждающих посредников, а сопряженный с ним малый годовой прирост цены не привлекал вкладчиков. В начале века общими усилиями посредников и собирателей ситуация стала меняться, и уже в 2002-03 г. началось быстрое движение годового прироста цен в сторону заветных 30%. В процессе этого движения с нижнего сектора нумизматического рынка был буквально выметен достойный внимания материал. Резко увеличилось количество посредников, посещающих зарубежные аукционы и скупающих сначала все лучшие, а затем и средние русские лоты. При активной помощи вкладчиков, нацеленных на прибыль, посредники, замкнув на себя потоки наиболее востребованного материала, стали диктовать цены, исходящие от максимально достигнутых на аукционах, т.е. неважно, насколько дорого был куплен предмет, при следующей продаже он должен стоить ещё дороже. Для фиксации высокой цены посредники производят хорошо известный всем трюк, называемый прогоном: один посредник выставляет предмет на аукцион, торгуется со своим компаньоном до нужной цены, и сам же свой предмет покупает. Созданная вкладчиками и посредниками система раздувания цен заработала и начала набирать ценовые обороты в 2005-06 г., на глазах создавая редкости практически из любых предметов и постепенно затягивая в себя всё новые группы относящегося к России материала. Для наглядного примера возьмем довольно простую и часто встречаемую в высоких степенях сохранности монету — рубль 1721 года — и посмотрим на динамику его цены. В 2000 г. его посредническая цена составляла примерно 800 ед., в 2004 г. ~ 1500 ед., в 2005 г. -3000 ед., 2006 г. -6000 ед., 2007 г. ~ 10000 ед., в начале лета 2008 г. озвученная посредником цена за рубль 1721 года составляла 15-18 тыс. ед. и не вызывала никакого удивления. Совершенный ценовой бред происходил на рынке и с абсолютно простыми монетами. Рубль 1912 г., имея тираж гораздо более миллиона и встречаясь, как правило, в великолепной сохранности, сделал скачок с 200 ед. в 2007 г. до 1000 ед. в 2008 г. Понятно, что такая система, являясь тупиковой по своей сути, может работать, только имея постоянный приток всё более и более богатых вкладчиков, да и то какое-то ограниченное время. Не зря говорят, что чем богаче человек — тем он реже встречается. Если развивать мысль в этом ключе, то можно рассматривать появление на рынке в последние два года большого количества аукционов, заявляющих традиционно высокие стартовые цены и сплошные заочные биты как попытку одной группы вкладчиков-собирателей найти для своего материала новых клиентов и зафиксировать запланированную прибыль. При планируемом собирателями и посредниками уровне цен, даже без воздействия мирового кризиса, успех этой операции видится проблематичным, но уж... (как там говорится о хорошей мине во время игры?)

Варианты возможного развития событий

Ещё весной 2008 г., когда о близком мировом кризисе почти никто даже не догадывался, при обсуждении влияния ценовой вакханалии на рынок в узком кругу знающих людей была названа ориентировочная дата местного нумизматического кризиса, спровоцированного отсутствием достаточного для продолжения игры количества клиентов — осень 2009 г. Тогда же были смоделированы два варианта его развития. Можете выбирать любой.

Допустим, что для верхнего сектора рынка нашлось небольшое количество ещё более богатых людей, готовых поиграть уже за миллионы долларов. Они не смогут физически потребить весь предлагаемый материал, в результате чего значительная часть дорогого, но не нужного вкладчикам материала у них зависает. Посредники могут выкупить на себя небольшую, с их точки зрения наиболее перспективную, долю зависшего материала, но, поняв что, даже эти предметы они не могут быстро перепродать, от дальнейших покупок воздержатся. Перспективы для вкладчиков и посредников остаются две: либо становиться коллекционерами и неизвестно, сколько лет ждать сильного подъема общего благосостояния, либо понижать цены. В случае избрания держателями невостребованного материала второго пути цены постепенно будут опускаться до приемлемого рынком уровня. Приемлемый для достаточно широкого круга интересантов уровень цен находится в начале игры в надувание пузыря где-то в 2003-04 гг. Новый ценовой кризис для новых вкладчиков начнется через четыре-пять лет. Это модель мягкого развития кризиса.

А вот более жесткая.

Рынок не находит вкладчиков: ну не все в России так любят родную историю. Некоторое время часть материала будет перетекать между действующими на рынке собирателями. Когда им надоест процесс изображения активного рынка, придется, как и в первом варианте, находить путь достойного снижения цен. Только в этом случае из-за давления очень большого объема накопленного материала и массы вмороженных в него денег падение цен может носить обвальный характер и зайти гораздо дальше уровня 2003-04 годов.

Возможно, схема, описанная выше, не имеет никакого отношения к сегодняшним событиям, происходящим на Российском антикварном рынке вообще и нумизматическом рынке, в частности. Возможно, не было и нет никакого строительства ценовой пирамиды: просто коллекционирование становится уделом очень состоятельных людей. Возможно, нет никакого парадокса: просто мы наблюдаем процесс сильного расхождения частей нумизматического рынка, сопровождаемый разнонаправленными явлениями, происходящими в этих частях. Возможно, к весне выйдет объявление о благополучном разрешении от мирового кризиса и всё у нас будет очень-очень хорошо.

В любом случае, что бы ни произошло, автор благодарит уважаемого читателя за оказанное внимание.
Нумизматика №1 (20) февраль 2009

Перепечатка материалов только со ссылкой на сайт http://www.coinrus.ru/

Поделись с друзьями

Пока еще нет комментариев, Вы можете быть первым.

Добавить комментарий